Фрагмент для ознакомления
2
Вопросы
1. Опишите и охарактеризуйте систему управления государственными и муниципальными финансами.
Система управления финансами – взаимоувязанный комплекс мер, инструментов, а также финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию реального сектора экономики и решению назревших социальных проблем.
В управлении финансами можно выделить объекты и субъекты управления.
В качестве объектов управления финансами выступают различные виды финансовых отношений, которые могут возникать на разных уровнях финансовой системы.
Уровни управления финансами:
а) Общегосударственный (федеральный уровень; уровень субъекта Федерации; местный или муниципальный уровень)
б) Негосударственный (уровень корпорации (концерна, холдинга); уровень предприятия; внутрихозяйственный уровень)
Объекты управления финансами:
• финансовое направление деятельности государства (на соответствующем уровне) и конкретного субъекта хозяйствования;
• установленные направления финансовой политики;
• укрупненные финансовые категории и результаты деятельности (оборотные и основные средства, затраты, прибыль, инвестиции, обязательства, риски и т.п.);
• конкретные финансовые показатели;
• органы (службы) управления финансами и непосредственно их персонал.
Согласно структуры финансовой системы РФ по видам объектов управления различают:
• управление государственными и муниципальными финансами, финансами субъектов РФ;
• управление финансами хозяйствующих субъектов.
• В качестве субъектов управления выступают специальные службы, органы, подразделения различных объектов управления, называемые финансовым аппаратом. (Федеральное собрание (Гос. Дума + Совет Федерации), Президент РФ, Министерство финансов, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральное казначейство, государственные и негосударственные финансовые службы, осуществляющие оперативное управление финансами.)
Содержание процесса управления финансами раскрывается в следующих функциональных элементах, к которым относятся финансовый анализ, финансовое планирование и прогнозирование, оперативное управление и финансовый контроль.
Финансовый анализ призван формировать информацию для принятия управленческих решений в области финансов исходя из сложившейся ситуации.
В ходе финансового прогнозирования исследуется возможное состояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели соответствующих финансовых планов, определяются реально возможный объем мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования.
На основе показателей финансовых прогнозов осуществляется финансовое планирование с целью научного обоснования движения финансовых ресурсов и изменения соответствующих финансовых отношений на определенный период. Финансовое планирование способствует достижению пропорционального и сбалансированного функционирования и развития, как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом.
Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов.
Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений.
Управление финансами по характеру и периоду управления классифицируется на:
Стратегическое управление финансами осуществляется высшими органами законодательной и исполнительной власти (Президентом РФ, Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ) в ходе составления, рассмотрения и утверждения прогнозов развития экономики государства, государственного и муниципального секторов, долгосрочных целевых программ развития отдельных отраслей, при планировании направлений совершенствования бюджетной системы РФ.
Оперативное управление финансами осуществляется министерствами, службами, агентствами, ведомствами и организациями, непосредственно участвующими в реализации финансовых планов на централизованном и децентрализованном уровнях.
Государственные и муниципальные финансы являются центральным звеном финансовой системы. Основным звеном государственных и муниципальных финансов является бюджетная система. Она состоит из бюджетов различных уровней и органов бюджетного администрирования.
2. Раскройте понятие государственного финансового контроля, определите объект, субъекты, задачи, виды, методы.
Государственный финансовый контроль - совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений. Основная цель финансового контроля — предотвращение потенциальных финансовых рисков, нормальное функционирование экономики и финансовой системы.
В качестве объекта финансового контроля выступают: процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей (например, выручка от реализации, себестоимость, налоги и др.).
Субъектами финансового контроля являются специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права. Субъекты контроля для реализации поставленных задач выполняют конкретные действия или функции, реализация которых осуществляется на основании их полномочий, определяющих компетенцию органа, осуществляющего контроль.
Основные формы финансового контроля:
- по субъекту выделяют: государственный, вышестоящий, внутрихозйственный, независимый (аудит), общественный.
- по времени проведения – предварительный, текущий, последующий;
- по направлению воздействия субъекта на объект контроля -внешний, внутренний;
- по месту проведения контроля - камеральный, выездной
- по полноте охвата проверяемого материала - сплошной, выборочный;
- по характеру источников контроля - документальный, фактический;
-по периодичности проведения контроля – систематический, периодический, единовременный;
- по полноте охвата проверяемых вопросов – комплексный, тематический, встречный;
- по повторяемости изучения источников контроля – первичный, повторный, дополнительный.
Согласно ст. 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Задачи:
1) обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;
2) выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;
3) рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;
4) соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей деятельности;
5) повышение эффективности финансовой политики государства
При проведении финансового контроля используют определенные методы, к которым традиционно относят обследование, проверку, ревизию, надзор, мониторинг и др. (В ст. 267. 1 БК РФ проверка, ревизия, обследование)
Обследование - это сбор и общий анализ информации по конкретному вопросу в целях определения целесообразности дальнейшей детальной проверки.
Проверка представляет собой единичное контрольное действие или систему контрольных действий в отношении определенных финансово-хозяйственных операций субъектов хозяйствования.
Ревизия — это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде финансово-хозяйственных операций, а также законности и правильности действий должностных лиц.
Надзор представляет собой систему периодических контрольных действий по наблюдению за установленными в той или иной сфере деятельности условиями ее осуществления. Например, надзор осуществляется за деятельностью субъектов хозяйствования с целью соблюдения ими условий лицензирования.
Мониторинг в отличие от надзора представляет собой систему постоянно совершаемых, контрольных действий и операций по наблюдению с целью определения текущих изменений в деятельности субъекта хозяйствования.
Итогом процесса финансового контроля должен стать документ, который будет содержать следующие сведения: достоверную информацию о финансово-хозяйственном состоянии объекта контроля, о текущем состоянии финансов, о выявленных в процессе контроля нарушения норм и правил, отклонения от принятых стандартов (включая анализ соответствия), а также факты, свидетельствующие о неэффективном использовании ресурсов, что может потенциально повлиять на финансовую стабильность объекта контроля.
В соответствии с российским законодательством государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Оперативный контроль возложен на следующие государственные органы — Счетную палату РФ, Банк России, Министерство финансов РФ (Главное управление Федерального казначейства и Департамент государственного финансового контроля и аудита), ФНС РФ по налогам и сборам, ГТК РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти.
3. Перечислите и охарактеризуйте государственные социальные внебюджетные фонды: доходы, направления расходования средств.
Внебюджетные фонды являются одним из звеньев государственных финансов (экономические отношения, возникающие между государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами, с другой стороны, по поводу формирования и использования государственных фондов денежных средств) наряду с государственным бюджетом, и государственным кредитом.
. Страховой метод формирования этих фондов обуславливает их специфику и выделение в самостоятельное звено государственных финансов. Внебюджетные фонды – это форма перераспределения ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. В РФ существуют следующие внебюджетные фонды (ст. 144 БК):
• фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации;
• федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Фонд пенсионного и социального страхования РФ создан для осуществления государством пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обеспечения, предоставления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан.
Фонды обязательного медицинского страхования призваны обеспечивать для всех граждан равные возможности в получении бесплатной медицинской помощи на всей территории РФ.
Выделение внебюджетных фондов из государственного бюджета связано со стремлением обеспечить целевой характер использования фондов денежных средств, мобилизованных в этих фондах, а также для реализации конституционных прав граждан на:
1. социальное обеспечение по возрасту;
2. социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;
3. социальное обеспечение в случае безработицы;
4. охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, а в соответствии с уровнем управления на государственные и региональные. Источниками формирования внебюджетных фондов являются:
• обязательные платежи, установленные законодательством Российской Федерации (налоги);
• добровольные взносы физических и юридических лиц;
• другие доходы, мобилизованные на финансовом рынке.
Доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов регламентированы статьей 146 БК РФ.
Мобилизуются средства во внебюджетные фонды через систему обязательного государственного страхования.
Согласно ст. 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.
Законодательством РФ может быть предусмотрено предоставление дотаций и (или) иных межбюджетных трансфертов из бюджета государственного внебюджетного фонда бюджету бюджетной системы РФ.
Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.
Направления расходов государственных внебюджетных фондов устанавливаются в строгом соответствии с их социальным назначением и действующим законодательством.
Отчет об исполнении бюджета федерального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется на рассмотрение и утверждение Государственной Думой и Советом Федерации в форме федерального закона.
В аналогичном порядке осуществляется представление отчета.
Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляют органы, обеспечивающие контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации.
4. Приведите классификацию доходов бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, приведите примеры по каждому разделу.
Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, а также группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, используемой для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
Код бюджетной классификации (КБК) – это специальный цифровой код, используемый для классификации игруппировки статей государственного бюджета.
В ст. 20 БК РФ приведена классификация доходов бюджетов.
Код классификации доходов бюджетов Российской Федерации состоит из:
1) кода главного администратора доходов бюджета;
2) кода вида доходов (включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода);
3) кода подвида доходов (для детализации поступлений по кодам классификации доходов).